Рождество Христово

«Вам чистоты и счастья в Рождество!»
Сын послан был Отцом в прощенье людям,
Его дорога – муки претерпеть!
Спасителя сегодня славить будем,
Покажем, что не зря он принял крест!

Он жил средь нас, он плотничал, рыбачил,
Он в бедности и нищете рожден,
Всё злато – прах, одна любовь – богатство,
Вам чистоты и счастья в Рождество!

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

 

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

 

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

Датировка Рождества Христова

 

Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества.

 

Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7-й год до н.э., а наиболее вероятный - 5-й год до н.э. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима (4 год до н.э.)

 

Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия:

 

1) служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела;

2) правление царя Ирода во время рождения Христа;

3) появление на небе звезды, которую увидели волхвы;

4) перепись Квириния;

5) начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия;

6) примерный возраст Христа при начале служения;

7) слова иудеев о возрасте Христа;

 

Работавший в IV веке н. э. по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова.

С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря (по юлианскому календарю). И хотя невозможно точно сказать, что Господь родился именно 25 декабря, послушание церковной традиции лишает этот хронологический вопрос всякой остроты и полемичности.

 

История праздника Рождества Христова.

 

Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения.

Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко второму-третьему векам.

Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу.Для искоренения еретических заблуждений гностиков, христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа, именуя праздник вторым названием -Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января по старому стилю под одним названием Богоявления.

Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята египетской Церковью в Александрии и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января.

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в иных - до V и даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. 

Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы.Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354 году.

Затем празднование Рождества Христова 25 декабря отдельно от Крещения было принято и восточной Церковью (об этом свидетельствуют свт. Иоанн Златоуст в Антиохии, свт. Василий Великий в Кесарии, и свт. Григорий Богослов в Константинополе) 

Праздник Рождества Христова был узаконен на Эфесском соборе в 431 году. На Русь праздник Рождества пришел в 10 веке с принятием христианства.

Хотя с 1918 года по настоящее время в России действует григорианский календарь, Русская Православная Церковь продолжает пользоваться юлианским календарем, 25-е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря. (до 2100 года)

 

Источник

Write a comment

Comments: 3
Flag Counter

Наши друзья

Христианский Мегапортал InVictory
Библия Онлайн

Новости CNL